В российском законодательстве тщательно прописан процесс предоставления лицензий на работу с государственной тайной. Поэтому процесс получения этого документа весьма нетривиален: он требует немалого количества времени и объемного пакета документов. Однако если вдумчиво изучить эту процедуру, то ее осуществление станет значительно менее сложным.
Кто нуждается в подобном разрешении
Разрешение требуется тем сотрудникам и специалистам, которые намереваются заниматься какой-либо деятельностью из нижеприведенного списка:
- разработка, оптимизация и распространение новых систем управления базами личных данных;
- принятие участия в закрытых тендерных закупках от государства;
- деятельность, связанная с объектами, которые находятся в подчинении каких-либо режимных ведомственных служб;
- разработка способов зашиты информации для применения в высших государственных органах;
- создание, изготовление, оптимизация и внедрение приспособлений, целевой функцией которых является сбор информации без предварительного согласия (устройства для прослушки, перехвата радиосигналов и так далее);
- работа в области поиска и устранения приспособлений, получающих информацию без предварительного согласия;
- разработка и обслуживание средств, осуществляющих защиту безопасности сведений, которые отнесены к государственной тайне.
Разрешение на обработку данных, являющихся гостайной, будет нужно во всех сферах деятельности, в которых есть доступ к подобной информации. В частности, она может понадобиться при осуществлении деятельности в таких областях, как:
- топография;
- геодезия;
- строительство;
- реставрация;
- работа с боеприпасами и военной техникой.
Разрешение от ФСБ необходимо тем организациям, производство на которых тем или иным путем соприкасается с данными, которые признаны гостайной.
Какие требуются документы
Чтобы ФСБ представила разрешение, следует собрать и подать весьма объемный пакет документации, в который входят:
- устав организации (если таковой имеется), в виде заверенной нотариусом копии. Если процесс лицензирования стал причиной каких-либо изменений, то документы об их осуществлении также необходимо предоставить;
- договор об учреждении организации (если имеется), также в виде заверенной копии;
- документ, который подтверждает факт наличия у организации регистрации;
- свидетельство о наличии ИНН;
- документ из Госстата, подтверждающий наличие статистики;
- для юрлиц – протокол учреждения и приказ о назначении директора.
Также необходимо приложить заверенные самой организацией копии следующих документов:
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Она должна быть получена не ранее, чем 20 дней назад – это обязательное требование;
- документация, свидетельствующая о наличии у организации прав на занимаемое помещение – договор аренды либо копия свидетельства о нахождении в собственности. При этом обратите внимание, что юридический адрес должен обязательно совпадать с фактическим!
- оригинал ходатайства заказчика работ, связанных с гостайной. В нем обязательно должна быть пометка о выдаче организации допуска после получения разрешения;
- сведения о руководителе;
- копия диплома, заверенная руководителем;
- копия трудового договора и трудовой книжки, заверенная руководителем;
- реквизиты компании и ее контактные данные;
- свидетельство о выплате государственной пошлины.
Индивидуальным предпринимателям также следует приложить следующую документацию:
- свидетельство о наличии учета в налоговых органах;
- свидетельство из Госстата о наличии статистики;
- копия диплома предпринимателя, заверенная у нотариуса;
- копии всех страниц паспорта предпринимателя, заверенные у нотариуса.
Указанные документы предоставляются вместе с заявлением на предоставление соответствующего разрешения. В нем претенденту требуется указать:
- название организации и ее правовая форма;
- ИНН;
- дата выплаты государственной пошлины;
- реквизиты документации, которая подтверждает допуск к гостайне генерального директора организации;
- фактический адрес;
- серия, номер и дата выдачи документации, необходимой для проведения заявленной деятельности на время действия лицензии;
- разновидность деятельности, подлежащей лицензированию;
- срок действия лицензии;
- уровень секретности информации, с которой планируется работать в виде подтверждения соответствующим документом от органа, который обладает такими полномочиями;
- указание на требуемую разновидность лицензии – бумажную или электронную (при условии наличия цифровой подписи).
Наряду с подготовкой документации юридическому лицу требуется осуществить еще некоторые манипуляции:
- оформить допуск ФСБ для генерального директора (необходимы вторая и третья степени секретности);
- провести экспертизу организации от специально назначенного центра;
- оформить контракт с режимно-системной организацией.
Как долго длится оформление
Орган, занимающийся лицензированием, решает вопрос о предоставлении лицензии организации и выдает необходимые документы в течение 60 дней с момента получения пакета документации. Однако на практике оформление зачастую затягивается на более продолжительное время. По этой причине во многих случаях осмысленно обратиться за помощью к посреднику, который окажет помощь в подготовке и оформлении документации и учтет все необходимые нюансы.
На территории России расположено огромное количество разнообразных объектов, которые проводят свою деятельность в засекреченном режиме. Частные лица и организации могут получить доступ на них исключительно при условии наличия специального разрешения и допуск к засекреченной информации. Соответственно, для того, чтобы организация могла заниматься своей рабочей деятельностью, ей необходимо предоставление разрешения от ФСБ на работу с гостайной.
Выдачей соответствующих разрешений занимаются следующие органы:
- ФСБ РФ;
- Центр лицензирования, сертификации и защиты гостайны Российской Федерации;
- управления ФСБ в субъектах Российской Федерации.
Срок действия разрешения варьируется и зависит от характера осуществляемой деятельности. Но в любом случае такой документ выдается не более, чем на пять лет.